Подготовка к работе дизеля А-01М, А-41
1. Подготовка к работе дизеля А-01М, А-41
При установке на машину дизель А-01М, А-41 должен быть доукомплектован водяным и масляным радиаторами, глушителями шума выпуска, манометром для замера давления масла, термометрами для замера температуры охлаждающей жидкости и масла, не входящими в комплект поставляемых дизелей.
Для заправки и смазки применяйте только смазочные материалы рекомендуемые заводом изготовителем. Смазочные материалы не должны содержать посторонних примесей, поэтому их необходимо предохранить от засорения и атмосферных осадков. Заправляйте масло закрытым способом или через воронку с мелкой сеткой. Для каждой марки масла используйте отдельную тару. Перед заправкой очистите масленки и места у заправочных отверстий. При заправке пластичными смазками применяйте рычажно-плунжерный шприц. Надежная работа дизеля гарантируется только при применении рекомендованных смазочных материалов.
Для заправки применяйте следующее топливо по ГОСТ 305-82: при температуре окружающего воздуха выше 273К (0 с) – дизельное «Л»: от 273 до 253К (от 0 до -20 С) дизельное «З» ниже 253К (-20 С) – дизельное «А».
При отсутствие топлива «А» допускается применять топливо «З» с добавлением до 50% керосина ГОСТ 18499-73. Для пускового двигателя применяйте смесь бензина А-80 с моторным масло в соотношении 20:1 (по объему). Масло смешивайте в отдельной посуде для получения однородной смеси. Раздельная заправка бачка пускового двигателя бензином и маслом, а также применение чистого бензина не допускается. Топливные баки заправляйте топливом, отстоянным не менее 48 часов. Перед заправкой очистите заливные горловины и заправьте закрытым способом или через воронку см елкой сеткой. Не допускается полное расходования топлива из баков.
Для заправки систем охлаждения применяйте чистую пресную воду, при низкой температуре - низкозамерзающую жидкость (антифриз). Жесткую воду (колодезную и ключевую) смягчите кипячением или добавлением 40г каустической соды на 60 л воды с последующей фильтрацией. Систему охлаждения заполняйте водой полностью а антифризом на 5-6% меньше ее вместимости так как антифриз обладает высоким коэффициентом объемного расширения. Заливайте охлаждающую жидкость через воронку с мелкой сеткой.
1.1. Подготовка дизеля А-01М, А-41 к пуску
Перед пуском нового или капитально отремонтируемого дизеля выполните следующие операции:
- Осмотрите и очистите дизель от пыли и грязи
- Расконсервируйте дизель
- Удалите масло с наружных законсервированных поверхностей, установите поршень пускового двигателя в ВМТ, залейте через заливной краник 30-50г смеси из 20 частей бензина и одной части масла и отверните пробку продувочного канала. Проверните коленчатый вал пускового двигателя не менее шести раз при открытом заливном кранике для спуска масла. При температуре окружающего воздуха не ниже 293°К (20°C) допускается расконсервация следующим образом: без заливки топливной смеси провернуть коленчатый вал при открытом заливном кранике и отвернутой пробкой в картере.
- Заправьте систему охлаждения охлаждающей жидкостью
- Проверьте уровень масла и при необходимости долейте
- в нижнюю крышку картера дизеля.
- В топливный насос
- В поддон воздухоочистителя
- В редуктор пускового двигателя.
- Смажьте подшипники муфты включения и водяного насоса
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремней вентилятора и генератора.
- Проверьте и при необходимости подтяните наружные резьбовые соединения дизеля (в том числе болты муфты привода топливного насоса)
- Прослушайте дизель и визуально проверьте показание контрольных приборов на соответствие установленным нормам.
1.2. Пуск дизеля А-01М, А-41 с пусковым двигателем ПД-10У
- Выполните операции по подготовке дизеля к пуску (см п. 1.1).
- Установите рычаг регулятора частоты вращения в положение выключенной подачи топлива, рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя - в нейтральное положение
- Включите механизм декомпрессии
- Введите шестерню включения в зацепление с венцом маховика; если шестерня включения не входит в зацепление с венцом маховика мгновенным включением и выключением электростартера с одновременным включением муфты редуктора, слегка проверните вал редуктора, после чего повторите включение шестерни. Не допускается включать шестерню включения при работающем дизеле
- Произведите пуск пускового двигателя стартером или шнуром, предварительно открыв крышку воздушного патрубка и приоткрыв воздушную и дроссельную заслонки карбюратора.
- Прогрейте пусковой двигатель в течении2-3 мин, полностью открыв воздушную заслонку.
- Плавно и быстро включите первую передачу редуктора дизеля А-01М, через 1-2 мин вторую; на дизеле А-41 – включите передачу. При этом необходимо удерживать рычаг Во включенном состоянии
- Прокрутите 1-2 мин коленчатый вал дизеля до появления давления в системе смазки и выключите механизм декомпрессии
- Включите подачу топлива, повернув рычаг регулятора влево до упора. При затрудненном пуске вытяните кнопку валика пускового обогатителя.
- Как только дизель начнет устойчиво работать, установите рычаг включения муфты сцепления пускового двигателя в нейтральное положение Если дизель после нескольких вспышек остановится , повторите вышеуказанные операции.
- Остановите пусковой двигатель, закрыв дроссельную заслонку карбюратора и выключите зажигание. Не отпуская кнопки выключения зажигания, закройте воздушную заслонку и крышку воздушного патрубка карбюратора. Закройте кран топливного бака пускового двигателя.
- Через 1-3 мин. После пуска и достижения в системе смазки давления не менее, МПа (3,0 кгс/см2) осуществляйте после пусковой прогрев при средних и номинальных частотах вращения с нагрузкой 50-70% от эксплуатационной мощности от эксплуатационной мощности.
- Прослушайте дизель и визуально проверьте показание контрольных приборов на соответствие установленным нормам
- Дизель считается прогретым и полностью готовым к принятию нагрузки, если температура охлаждающей жидкости равна 333-343К (60-70 С), а давление масла при номинальной частоте вращения 0,3-0,5 МПа (3-5 кгс/см2) Не допускается длительная (более 5 мин) работа дизеля после пуска на холостом ходу с целью его прогрева. В случае затруднительного пуска продолжительность непрерывной работы пускового двигателя под нагрузкой не должна превышать 15 мин.
При пуске дизеля пусковым двигателем ПД-10 не допускается
- Препятствовать отключению шестерни механизма включения и удерживать ее в зацеплении с зубчатым венцом маховика, так как это может вывести из строя редуктор пускового двигателя при возрастании частоты вращения дизеля
- Пускать дизель без предварительного прокручивания коленчатого вала, особенно в холодное время года, когда масло густое и поступает в подшипники с запозданием Это может привести к задирам подшипников.
- Пускать дизель без охлаждающейжидкости в системе охлаждения, так как это может привести к задиру поршня пускового двигателя и появлению трещин в головках цилиндров дизеля.
- Допускать длительную работу дизеля при номинальной частоте вращения на холостом ходу. Перед остановкой дизеля дайте ему проработать без нагрузки в течении 5 мин , снижая частоту вращения до минимальной на холостом ходу, затем остановите, выключив подачу топлива.
1.3. Пуск дизеля А-01М, А-41 со стартером СТ-142Б
- Откройте запорный кран топливного бака
- Выпустите воздух из топливной системы насосом ручной прокачки топлива
- Включите выключатель «массы»
- Включите максимальную подачу топлива, для чего установите рычаг регулятора влево до упора и при необходимости вытяните кнопку валика обогатителя
- Нажмите на кнопку выключателя стартера
- После начала самостоятельной работы дизеля отпустите кнопку стартера. Время непрерывной работы стартера не должно превышать 20 с.
- Если дизель не запустился с трех попыток, длительностью по 20 с. каждая отключите выключатель стартера . Найдите неисправность, устраните ее и повторите запуск.
Для приработки трущихся деталей каждый новый двигатель перед пуском в эксплуатацию с полной нагрузкой должен быть обкатан. Обкатка заключается в том, что дизель нагружают до полной нагрузки постепенно, в течение первых 30-ти часов.
Не допускается работа дизеля с полной нагрузкой без проведения обкатки, так как это приводит к быстрому износу трущихся поверхностей деталей, задирам гильз цилиндров и поршней или заклиниванию коленчатого вала.
Правильно проведенная обкатка обеспечивает надежную длительную работу двигателя.
1.4. Обкатка должна проводится под наблюдением механика в 3 этапа:
- Обкатка на холостом ходу 10-15 мин.
- Обкатка с машиной работающей без нагрузки – 5 часов
- Обкатка под нагрузкой, с постепенным увеличением нагрузки не превышающей 75% эксплуатационной мощности в конце времени обкатки